2 июня 2020

Отчет об исследовании European Communication Monitor 2020 представила EACD

Состоялась презентация результатов самого масштабного международного исследования в области стратегических коммуникаций и связей с общественностью. Эксперты European Communication Monitor 2020 опросили свыше 2 300 профессионалов в 44 странах мира, на основании чего были сделаны следующие выводы:

Каналы цифровой коммуникации создают новые этические проблемы, но большинство специалистов по коммуникациям не располагают необходимыми ресурсами для их преодоления.

Руководство трех из четырех информационных отделов отдает предпочтение женщинам при найме на работе, однако лишь один из каждых двух руководителей в данной отрасли представляет прекрасный пол — основными препятствиями для продвижения женщин по карьерной лестнице считаются недостаточная гибкость и непрозрачная политика повышения по службе.

Эксперты коммуникационной сферы опасаются взлома веб-сайтов и учетных записей в социальных сетях — они часто задействованы в решении проблем кибербезопасности, но редко помогают повысить устойчивость.

Результаты исследования показали заметные проблемы в компетенции с точки зрения технологий и управления данными, несмотря на тот факт, что в 2019 году специалисты по коммуникациям прошли в среднем по 19 технологических тренингов.

Наблюдаются заметные пробелы между странами и организациями различных типов.

Результаты исследования European Communication Monitor 2020 были представлены сегодня в ходе виртуальной презентации, организованной Европейской ассоциацией директоров по связям с общественностью (EACD). В этом году в самом масштабном международном опросе представителей отрасли информационных коммуникаций приняли участие 2 300 респондентов из 44 стран Европы. Результаты исследования предоставляют ценную аналитическую информацию для экспертов по связям с общественностью, корпоративным и политическим коммуникациям.

Отчет об исследовании содержит важные выводы о моральных проблемах и этических ресурсах, вопросах кибербезопасности и коммуникации, гендерного равенства в профессиональной сфере, а также статусе-кво и будущих потребностях в развитии компетенций. Авторы исследования проанализировали уровень зарплат, ключевые стратегические вопросы и коммуникационные каналы, а также отличительные черты передовых департаментов по связям с общественностью. В число ключевых особенностей исследования входят жесткий отбор участников, уникальная основа для проведения исследований на базе проверенных теорий, а также статистические методы анализа, отвечающие научным стандартам. Опрос проводился при поддержке команды авторитетных преподавателей коммуникационных дисциплин из европейских вузов.

Ведущий научный сотрудник в рамках данного исследования и профессор Лейпцигского университета Ансгар Зерфасс (Ansgar Zerfass) пояснил: «Лидерам коммуникационной отрасли необходимо думать о том периоде, что последует за сегодняшним спадом. Какие компетенции понадобятся им в будущем? Какой вклад может информационная отрасль внести в обеспечение кибербезопасности? Как мы можем построить светлое будущее, в котором представители нашей профессии способны преодолевать этические проблемы, ассоциируемые с цифровыми технологиями, и как облегчить женщинам процесс продвижения к верхним ступеням карьерной лестницы? Авторы исследования European Communication Monitor изучили эти и другие вопросы, сформулировав важные аналитические выводы, стимулирующие процесс внутренних дебатов о будущем коммуникационной отрасли».

Ким Ларсен (Kim Larsen), руководитель отдела групповых коммуникаций департамента бренд-маркетинга Danske Bank и и.о. президента Европейской ассоциации директоров по связям с общественностью, добавил: «В период глубочайшего кризиса и неопределенности все мы ясно осознаем, что специалисты по коммуникациям играют важную роль в обмене информацией, содействии диалогу и поиске общих решений, позволяющих отдельным людям, целым сообществам и организациям адекватно реагировать на кризисную ситуацию и сохранять сбалансированную и устойчивую траекторию развития. Для нас большая честь представить результаты этого исследования, являющегося плодом более чем десятилетнего сотрудничества с EUPRERA. Наш отчет проливает свет на ключевые вопросы и возможности, стоящие сегодня перед участниками нашей отрасли».

Этические проблемы и ресурсы для их преодоления

Сегодняшний глобализованный и сложный мир характеризуется разносторонней взаимосвязанностью. Это заметно усложняет оценку последствий отдельных действий и поступков. Многие виды деятельности могут быть вполне допустимыми в юридическом аспекте, но весьма спорными с моральной точки зрения. В современном медийном мире эксперты по стратегическим коммуникациям в значительной мере влияют на формирование общественного мнения и публичное восприятие реальности. Этот факт создает ряд серьезных этических вызовов для специалистов по связям с общественностью. Именно эти проблемы стали одной из тем исследования.

За последние 12 месяцев почти каждый второй специалист по информационным коммуникациям (47%) сталкивался с такими этическими проблемами в своей повседневной работе. Лишь небольшая часть опрошенных отметили, что подобная проблема возникала однократно (18%). В последние годы частота возникновения моральных угроз существенно возросла. При решении этих трудностей абсолютное большинство респондентов (86%) полагается на личные ценности и убеждения: этический кодекс (58%) или организационные директивы (77%) играют менее значимую роль в этих вопросах. Практические методы цифровой коммуникации, — например, использование чат-ботов в социальных сетях и анализ больших данных, — создают новые этические проблемы. Возможно, это объясняется тем фактом, что лишь незначительная часть специалистов по коммуникациям за последние три года участвовали в каких-либо тренингах по этическим аспектам данной сферы.

Анализ гендерного равенствав профессиональной сфере

С тех пор, как вопрос гендерного равенства обосновался на пятом месте в перечне из 17 Целей устойчивого развития ООН (SDG), в деловых и коммуникационных кругах не утихают дискуссии по этому поводу. Аналитики European Communication Monitor ежегодно опрашивают представительниц прекрасного пола по гендерным аспектам профессиональной деятельности. В этом году авторы отчета анализировали восприятие достижений в сфере гендерного равенства. Исследователи также изучили степень осведомленности о проблеме«стеклянного потолка», ее причинах и ответственности на индивидуальном, организационном и профессиональном уровнях.

Результаты отчета показывают, что вопросы гендера остаются по-прежнему стоят достаточно остро: руководство трех из четырех коммуникационных отделов и агентств в Европе отдают предпочтение женщинам при найме на работу, однако лишь один из двух руководителей представляют «слабый» пол. Более половины отраслевых специалистов отметили прогресс в аспекте гендерного равенства в их странах, но вопрос оценки масштабов поддержки, оказываемой женщинам в профессии, по-прежнему вызывает значительные разногласия. По мнению большинства опрошенных, основные барьеры для продвижения женщин по карьерной лестнице наблюдаются на организационном уровне. В их число входят недостаточная гибкость при выполнении семейных обязанностей (62%) и непрозрачная политика повышения по службе (58%).

Кибербезопасность и коммуникации

Каждый из нас все больше полагается на Интернет и цифровые коммуникации, что вызывает значительные угрозы для кибербезопасности частных лиц и организаций. Появление новых реалий признают и европейские специалисты по связям с общественностью.

Две трети всех опрошенных (63%) отслеживают публичные дискуссии по вопросам информационной безопасности, а 59% респондентов считают кибербезопасность крайне важным аспектом своей повседневной деятельности. Большую часть участников исследования беспокоят такие проблемы, как хакерские атаки на веб-сайты и/или аккаунты в социальных сетях (42%), а также угроза паралича цифровых инфраструктур (29%). Правительственные и общественные организации находятся в большей опасности, чем учреждения других типов. Свыше половины (54%) европейских специалистов по коммуникационным технологиям уже сталкивались с хакерскими атаками на свои организации. Эксперты отрасли часто принимают активное участие в решении таких проблем, но лишь небольшая их часть помогает обеспечивать устойчивость перед киберугрозами.

Развитие компетенций: статус кво и будущие потребности

Навыки, знания и личностные качества приводят к расширению набора компетенций, определяемых руководством коммуникационных департаментов как факторы успеха. Для специалистов по связям с общественностью компетенции — это основополагающие способности, имеющие непосредственное отношение к отрасли коммуникаций. К ним относятся, в частности, обработка данных и прочие навыки, оказывающие более комплексное влияние на успех организации — например, методы управления.

Почти половина респондентов (43%) подтверждают, что профессиональные компетенции широко обсуждаются в их стране, тем самым подчеркивая важность экспертов-коммуникаторов в масштабах всего континента. Большинство практикующих специалистов (81%) уверены в необходимости непрерывного повышения квалификации. Лучше всего необходимость развития компетенций осознают в Западной и Северной Европе. 69% профессионалов отрасли подтверждают важность технологической компетенции, но лишь 51% респондентов утверждают, что располагают обширными навыками в данной сфере. Несмотря на тот факт, что обработка данных является весьма важным навыком для экспертов коммуникационной отрасли, на всех уровнях бросается в глаза недостаток навыков работы с информацией: 51% всех опрошенных не обладают достаточной компетенцией в этом аспекте. В 2019 году специалисты по связям с общественностью проходили различные тренинги в среднем в течение 19 дней, 10 из которых приходились на их свободное время (выходные, праздники и вечера). Большинство практикующих экспертов (84%) отмечают необходимость инвестировать средства в собственное профессиональное развитие, но многие из них (83%) считают, что программы повышения квалификации должны организовываться на организационном уровне.