2 августа 2023

Новый виток в суде против Johnson&Johnson: корпорация пошла в наступление

В конце июля компания Johnson&Johnson подала в суд на четырех врачей с требованием внести изменения в свои исследования, посвященные присыпке Baby Powder. Медики утверждали, что в её составе находятся следы асбестового волокна, которое за годы использования могло привести к тяжелым заболеваниям у потребителей. Эти публикации стали частью огромной кампании против фармацевтического гиганта, вылившейся в 38 000 исков общим объемом почти в 8,9 млрд долларов. Сегодня дочерняя компания J&J LTL Management потребовала от ученых внести изменения в свои работы или вовсе отозвать их, настаивая на отсутствии связи между следами асбеста в тальке и возможностью возникновения онкологии. Об этом пишет Reuters.

История борьбы американского общества против Johnson&Johnson началась еще в 2016 году. Суд в штате Миссури обязал компанию выплатить штраф в размере 72 млн. долларов тяжело больной женщине, связывавшей свое пошатнувшееся здоровье с использованием детской присыпки Baby Powder, в 2018 году в суд обратились уже 20 женщин со схожими исками, а к 2021 году количество судебных заявлений превысило 38 000. В 2022 году J&J прекратила продажу продукции на основе талька в США и Западной Европе, сославшись на «дезинформацию» в отношении продукта. В 2023 году с новым судебным иском начинается ответное наступление компании на оппонентов. Доводы противников J&J строятся вокруг наличия в присыпке талька со следами асбестового волокна, природного минерала, широко использующегося в промышленности. По мнению оппонентов, этого было достаточно для возникновения риска развития тяжелых заболеваний у активных пользователей продукта за десятилетия его использования.

В логике оппонентов J&J есть существенный изъян. Дело в том, что в обвинительных публикациях говорится об асбесте, но почти нигде не уточняется его вид. Между тем в мире существует два вида асбеста, диаметрально противоположные по характеру воздействия на организм человека — амфиболовый и хризотиловый. Амфиболовый асбест представляет собой сложный гидросиликат, в составе которого есть железо. Он обладает устойчивостью к кислотам и не выводится из респираторной системы человека. Клетки-уборщики легких, альвеолярные макрофаги, не могут его растворить и амфиболовое волокно остается в организме годами, травмируя ткани. Сегодня амфиболы запрещены во всем мире. А вот хризотил добывают и активно используют до сих пор. Почему? Хризотиловый асбест представляет собой гидросиликат магния, обладающий устойчивостью к щелочам, но не к кислотам. Он выводится из организма человека за короткое время, не нанося ему вред. Об этом пишет в своей работе «Биоперсистенция канадского хризотила» токсиколог Дэвид Бернштейн, показывая механику воздействия хризотилового волокна на живые организмы. В 2007 году решением Генеральной ассамблеи Всемирной организации здравоохранения был принят принцип дифференцированного подхода к асбесту, требующий учитывать вид минерала при проведении исследований и промышленном использовании.

Между тем в материалах, посвященных проблеме J&J чаще всего фигурирует именно «асбест». Хирург из Балтимора Вадим Гущин так прокомментировал эту ситуацию: «Нашли асбест, и неизвестно какой тип асбеста. Но поскольку название «асбест» сразу ассоциируется с опухолями, мезотелиомой, раком легкого, яичников, то все засуетились, почему бы не урвать у компании Johnson & Johnson хорошее вознаграждение за эту ужасную болезнь». Таким образом, становится видно, как именно «подогревается» общественное мнение в ходе противостояния против J&J. Обвинители используют страх общества перед асбестом, при этом, не конкретизируя что именно и в каком объеме было найдено в присыпке. Само слово “асбест” объединяет диаметрально противоположные по характеру воздействия на организм человека волокна. Речь идет, конечно же, не о судьбах несчастных больных женщин, а о многомиллиардных вознаграждениях для юристов, адвокатов, чиновников и других, настоящих участников борьбы за возможность получить денег от корпорации. Для США это обычное дело, ведь там на протяжении десятков лет формировалась индустрия исков против компаний, связанных с асбестом. Очень часто владельцы этих организаций оказываются в центре скандалов, где фигурируют ложные диагнозы, вознаграждения до 100% суммы иска адвокаты и т.д. Антиасбестовая кампания имеет своей целью разграбить имущество производств, но никак не защиту интересов людей.