19 июня 2014
Президент Центра предпринимательства рассказал, как начать свой бизнес в кризис
Президент московского Центра предпринимательства Виктор Седов рассказал о возможностях и путях развития карьеры для молодых предпринимателей в данных, отнюдь не благоприятных, экономических условиях.
Президент московского Центра предпринимательства Виктор Седов рассказал о возможностях и путях развития карьеры для молодых предпринимателей в данных, отнюдь не благоприятных, экономических условиях.
Курс доллара и евро достигли исторического максимума. Следующая реакция экономики в условиях надвигающегося финансового кризиса – рост цен (доля импортных товаров в России составляет от 30 до 50 % рынка), сокращение расходов компаний и, как следствие, – безработица. Какие перспективы ждут выпускников Российских ВУЗов в такое «благоприятное» для карьеры время? Наперекор тревожным заголовкам газет, можно сказать, что их ждет отличная перспектива – попытаться не пойти проторенным путем поиска работы на госслужбе, государственной компании или международной корпорации. Этот путь стабилен и предсказуем, но не стоит ожидать серьезных прорывов в период спада экономики – зарплаты сокращают быстро, а вот повышают их потом с большим трудом.
Есть другой путь – более рискованный, но и выиграть можно значительно больше. Не случайно, именно в кризисы 1998 и 2008 годов на российском рынке зажглись самые яркие звезды российского бизнеса. Ведь большинство предпринимателей считают, что кризис – это время новых возможностей. В США есть под-предмет в сфере обучения предпринимательства – opportunity recognition («осознание возможностей»). Очень важно вовремя увидеть шанс для появления нового бизнеса – и не только в виде идеи, но и в понимании механизма воплощения идеи бизнеса в жизнь.
В то же время совершенно очевидно, что для реализации любой бизнес-идеи нужно финансирование, а в кризис доступ к нему особенно сложен и дорог. Тем не менее, на сегодняшний день получить необходимые финансовые ресурсы для интересного стартапа вполне реально.
Во-первых, для начинающего молодого предпринимателя, который не до конца уверен в готовности пуститься в свободное плаванье, можно протестировать свою бизнес-идею на платформе бизнес-инкубаторов. Зачастую они создаются на площадках ВУЗов и предоставляют базовые условия для создания бизнеса. Кроме того, важно получить как можно больше информации от других предпринимателей – для этого существует масса открытых бесплатных мероприятий – их проводят ОПОРА России, Росмолодежь, ООО «Центр Предпринимательства» как в Москве, так и в регионах. По словам Виктора Седова, Президента Центра предпринимательства, для начинающего предпринимателя иногда гораздо важнее найти не деньги, а партнера по бизнесу с необходимыми знаниями, связями и новыми идеями.
Во-вторых, на сегодняшний день существуют государственные программы поддержки предпринимателей как на федеральном, так и на региональных уровнях. Суммы таких грантов не очень большие, но в первое время существования компании любые ресурсы имеют важное значение.
И, наконец, существует возможность привлечения финансирования со стороны акселераторов и бизнес-ангелов, венчурных фондов и фондов прямых инвестиций. Крупные фонды прямых инвестиций выделяют серьезное финансирование на перспективные инновационные бизнесы, но они работают прежде всего с крупными проектами. Для малого и среднего бизнеса, наверное, более целесообразно искать финансирование через бизнес-акселераторы, которые обеспечат поддержку бизнеса на ранней стадии и предоставят необходимую инфраструктуру, инвестирование, консультационную и информационную поддержку.
Получая помощь для стартапа от государства или от фонда предприниматель обязуется работать по чужим правилам – строгая отчетность, контроль принятия решений, включение в бизнес акционеров (доля фонда в стартапе не блокирующая, но она позволяет контролировать ситуацию). Поэтому прежде, чем решиться на этот шаг, стоит серьезно подумать, какова истинная цена привлечения финансирования. С другой стороны – участие в стартапе сильного фонда позволяет поднять новый проект на более высокий региональный, федеральный и международный уровень, что довольно сложно сделать в одиночку. Ведь самые яркие истории успешных стартапов в России, да и в мире, появились именно благодаря привлечению сильных инвесторов, которые дают не только деньги, но и экспертную и информационную поддержку бизнеса на всех этапах его развития.
По материалам http://www.towave.ru/pub/kak-nachat-svoi-biznes-v-krizis.html