1 декабря 2015
Фирма-однодневка хочет получить контроль над нефтяным рынком страны
Никому не известная фирма «Прожектор» хочет через суд превратить привилегированные акции «Транснефти» в обыкновенные голосующие, сообщает ЭнергоНьюс
Никому не известная фирма «Прожектор» хочет через суд превратить привилегированные акции «Транснефти» в обыкновенные голосующие, сообщает ЭнергоНьюс
Владеющее 141 привилегированной акцией «Транснефти» (0,0019% уставного капитала) ООО «Прожектор» требует признать свои акции голосующими. Привилегированные акции могут быть переведены в разряд голосующих обыкновенных акций в случае невыплаты или неполной выплаты дивидендов их владельцам согласно п. 5 ст. 32 закона «Об акционерных обществах». В этом случае владельцы префов получают право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции. В настоящее время все голосующие акции “Транснефти” в размере 78,1% капитала принадлежат государству, а 21,9% капитала компании приходится на неголосующие привилегированные акции. Основные собственники привилегированных акций официально неизвестны. Иск ООО «Прожектор» о признании своих привилегированных акций обыкновенными в Арбитражном суде Москвы будет рассматриваться 14 декабря, сообщили 9 ноября «Ведомости». Истец считает, пишут «Ведомости», что «Транснефть» выплачивает дивиденды не в полном размере, намеренно занижая размер прибыли компании.
ООО «Прожектор» имеет признаки типичной фирмы-пустышки. Компания зарегистрирована 25 февраля текущего года с уставным капиталом 10 тыс. рублей, основной вид деятельности, указанный при регистрации, – вложения в ценные бумаги.
По мнению аналитиков Sberbank CIB, изложенному в отчете от 10 ноября, возможна следующая версия действий «Прожектора». Тот факт, что истцу принадлежит всего 141 акция, исключает реальный интерес ООО к признанию их голосующими. Другое дело, что решение суда может распространиться на все привилегированные акции. В этом случае владение почти 22% акционерного капитала «Транснефти» позволит их владельцу (или владельцам) влиять на политику компании, например, выдвигая кандидатов в Совет директоров. В публикации банка имена возможных владельцев префов не названы, нет их имен и в открытой печати. Впрочем, банк считает, что суд никак не скажется на реальной деятельности компании и не поменял свои рекомендации относительно целевой цены ее акций.
В качестве возможного заказчика атаки «Прожектора» на «Транснефть» в некоторых публикациях называют компанию UCP Ильи Щербовича. По данным «Ведомостей», UCP – крупный миноритарий «Транснефти». Основатель социальной сети «Вконтакте» Павел Дуров, который под давлением продал UCP свой пакет социальной сети, был убежден, что за совладельцем UCP в его случае стоит президент «Роснефти» Игорь Сечин. Такое предположение возможно, так как Илья Щербович – бывший член Совета директоров «Роснефти». Однако никаких независимых подтверждений этим предположениям в СМИ так и не появилось. В то же время эксперты указывают, что судебные издержки подобных исков не слишком велики, оплатить их могут многие по каким-то своим соображениям, неочевидным для сторонних наблюдателей.
Однако наиболее вероятно, что за «Прожектором» стоит кто-то из солидных игроков нефтяного рынка, так как еще по подачи судебного иска «Прожектор» в конце августа потребовал от «Транснефти» предоставить более 1000 заверенных печатью общества копий документов, в том числе всех заключенных в период с 1 января 2011 г. гражданско-правовых договоров на транспортировку нефти и дополнительных соглашений к ним. Если бы такая информация была предоставлена «Прожектору», то тот, в чьих интересах действует фирма-пустышка, получил бы подробные сведения о деятельности всех субъектов российского топливного рынка. Такая информация может быть очень значимой как для успешной торговли нефтью, так и для попыток воздействия на деятельность других игроков, вплоть до их рейдерского захвата.
Представитель «Транснефти» заявил по этому поводу «Ведомостям»: «Такой беспрецедентный объем одновременно запрошенных документов с учетом крайне незначительного принадлежащего акционеру пакета акций, не имеющего возможности каким-либо образом влиять на управление «Транснефтью» и извлекать соответствующую прилагаемым усилиям материальную выгоду от владения несколькими ценными бумагами, указывает на отсутствие законного интереса в получении информации, умышленном создании дополнительных трудностей в деятельности компании». В условиях текущей геополитической напряженности, говорят в монополии, «сохранение существующего порядка обеспечения доступа владельцев привилегированных акций к практически неограниченным объемам информации при очевидном отсутствии у них возможности влиять на управление обществом значительно нарушает разумный, обоснованный и приемлемый баланс интересов между самим акционерным обществом и акционерами-владельцами привилегированных акций».
Пока «Транснефть» не собирается удовлетворить требования «Прожектора». Другие игроки нефтяного рынка не выказывают претензий к раскрытию компанией информации о своей деятельности, «Транснефть», в частности, публикует сводные данные по транспортировке нефти. Поскольку размер дивидендов и порядок их уплаты определяются правительством как 100%-ным владельцем всех голосующих акций, иск о признании префов голосующими акциями и возможное вхождение посторонних в Совет директор стратегической российской компании больше всего ударит по интересам государства.