25 января 2013
Драйверами прямых продаж стали доступность цен, рост информированности о продуктах и широкий ассортимент
Прямые продажи как метод торговли становятся более привлекательными для российских потребителей. Такие выводы можно сделать из результатов исследования «Отношение населения России к методу прямых продаж», проведенного компанией «Башкирова и партнеры» по заказу Ассоциации прямых продаж. Драйверами положительных изменений стали доступность цен, рост информированности о продуктах и широкий ассортимент. Наблюдается сокращение отрицательных высказываний в адрес метода, хотя такие моменты, как назойливость продавцов и навязывание ненужного товара, остаются весьма заметными.
Прямые продажи как метод торговли становятся более привлекательными для российских потребителей. Такие выводы можно сделать из результатов исследования «Отношение населения России к методу прямых продаж», проведенного компанией «Башкирова и партнеры» по заказу Ассоциации прямых продаж. Драйверами положительных изменений стали доступность цен, рост информированности о продуктах и широкий ассортимент. Наблюдается сокращение отрицательных высказываний в адрес метода, хотя такие моменты, как назойливость продавцов и навязывание ненужного товара, остаются весьма заметными.
Тамара Шокарева, Президент Ассоциации прямых продаж (АПП): «Данное исследование позволяет наблюдать за динамикой развития индустрии. Меняется не только отношение к методу, но и сам потребитель. Произошло серьезное расслоение потребителей по половому признаку: товары покупают 58% опрошенных женщин и всего 16% опрошенных мужчин. Этим объясняется и рост за последние три года «женских» категорий товаров: «Косметика» выросла на 11%, «Бытовая химия» – на 18%», а «Одежда и аксессуары» – на 64%.
Произошли изменения и по другим социально-демографическим характеристикам потребителей. Крупнейшей аудиторий среди потребителей компаний прямых продаж остается молодежь в возрасте 18-25 лет, на нее приходится 19,7% потребителей, однако прежде этот показатель достигал 25,2%. Вместе с тем выросла доля взрослой и пожилой аудитории старше 55 лет – с 11,5% до 17,3%. По уровню дохода ядром аудитории прямых продаж остаются потребители с доходом 7-25 тыс. руб. в месяц, на них приходится 56% продаж. Увеличилась доля потребителей с ежемесячным доходом 5-7 тыс. руб. – с 6,2% до 9%.Это подтверждает наличие одного из драйверов повышения лояльности – доступные цен.
«Стоит выделить еще одну тенденцию – на селе люди стали лояльнее относится к методу прямых продаж (+15%), товарам, распространяемым данным методом (+9%), и дистрибьюторам (+8%). Это говорит о том, что российский рынок от своего уникального пути развития, когда прямые продажи зарождались и развивались в крупных городах, переходит к европейскому сценарию развития, где прямые продажи сильны в малых городах и сельской местности. Именно здесь ниже уровень проникновения крупных торговых сетей и высокое доверие к дистрибьюторам, поскольку все друг друга знают», — говорит Тамара Шокарева.
АПП связывает рост лояльности к методу прямых продаж с активностью крупнейших участников рынка в области обучения дистрибьюторов, их мотивации, проведения рекламных кампаний. Лояльность отражается и в финансовых показателях индустрии, которые растут из года в год. По предварительным данным, продажи компаний-членов АПП в 2012 году выросли на 20% и составили 149 млрд. руб. «Такого стремительного роста продаж мы не видели с докризисного периода», — говорит Тамара Шокарева.
Индустрия прямых продаж неразделима с развитием малого бизнеса, так как дистрибьюторами компаний прямых продаж являются люди, реализующие их продукцию и, как правило, выбирающие статус индивидуального предпринимателя. Однако 2012 год может оказаться последним успешным годом как для компаний прямых продаж, так и для их распространителей. С 1 января 2013 года в два раза вырос минимальный обязательный объем налоговых и страховых отчислений для индивидуальных предпринимателей, теперь он составляет почти 36 тыс. руб. в год. Такое повышение страховых взносов может привести к прекращению деятельности дистрибьюторов с небольшими доходами и будет препятствовать приходу в индустрию новых продавцов. «Получается, что 36 тыс. руб. – это входной билет для дистрибьюторов, а для начинающего предпринимателя такая сумма может оказаться неподъемной. Мы пытаемся привлечь внимание представителей исполнительной и законодательной властей к данной проблеме. Если на государственном уровне не будет принято решений о снижении страховых отчислений для представителей самого малого бизнеса, то мы можем ожидать уменьшения количества дистрибьюторов компаний-членов АПП и, как следствие, снижения объема продаж по итогам года», — констатировала Тамара Шокарева.
Справка:
Ассоциация прямых продаж – национальная ассоциация ведущих компаний по производству и продаже товаров и услуг непосредственно потребителю. Основана в 1996 году. Является членом Всемирной Федерации Ассоциаций Прямых Продаж (WFDSA, www.wfdsa.org) и Европейской Ассоциации Прямых Продаж (SELDIA, www.seldia.eu). Прямые продажи рассматриваются российским законодательством как один из видов разносной торговли.
Члены АПП – Amway, Avon, Herbalife, Mary Kay, Nikken, Oriflame, Tupperware, Си Эль парфюм, Faberlic, Jafra Cosmetics, LR Health & Beauty, Nu Skin, Florange, MIRRA, Tahitian Noni, Coral Club. Ассоциированные члены АПП: Аккорд Пост, АОН – страховые брокеры, DPD, Моби Сервис, Федеральная система «Город», Филует РС, Издательство «Эксмо».
Исследование «Отношение населения России к методу прямых продаж» проводилось компанией «Башкирова и партнеры» в октябре-ноябре 2012 года. В рамках личных интервью были опрошены 1500 респондентов из 8 федеральных округов.