29 апреля 2015
В Якутии создают виртуальный дорожный майдан
Два месяца различные якутские политические силы через СМИ и социальные сети умело раздувают инциденты с пропуском коммерческого транспорта на принадлежащую «Сургутнефтегазу» технологическую дорогу в Ленском районе.
Два месяца различные якутские политические силы через СМИ и социальные сети умело раздувают инциденты с пропуском коммерческого транспорта на принадлежащую «Сургутнефтегазу» технологическую дорогу в Ленском районе. Сейчас к ситуации подключилась Общественная палата Якутии, на базе которой будет проходить диалог между сторонами до полного урегулирования спора.
Февральскую историю с отказом пропустить на технологическую дорогу без оформленного пропуска грузовик местного предпринимателя раздули интернет-издания, близкие к мэру Якутска Айсену Николаеву. Амбициозный молодой политик, считают политологи, замахнулся на пост президента республики, который сейчас занимает Егор Борисов. Конкурировать с Борисовым на последних выборах Николаева не допустили. Кандидатуре Борисова отдали предпочтение в региональном отделении «Единой России», и Владимир Путин дал добро на повторный срок. Понятно, что оппоненты Борисова заинтересованы максимально дискредитировать Борисова к следующему выборному циклу.
Сам Егор Борисов здорово облегчил работу своим противникам, начав беспомощно метаться между «правами жителей республики на свободный проезд по своей земли» и отказом нефтяников пропускать по своей трассе грузовики с водкой. Затем, «вспомнив» о неприспособленности технологических проездов вдоль нефтепроводов для обычных легковушек и требованиях Ростехнадзора (полный запрет на свободный доступ в зону нефтепровода), встал на сторону нефтяников, обусловив это правилами безопасности. Только когда в соцсетях Борисова стали обзывать нехорошими словами, президент вспомнил, что, кроме проезда «Сургутнефтегаза», к отдаленным поселкам ведет зимник, который замело еще в начале зимы. Борисов торжественно дал указание проверить состояние зимника, впопыхах расчищенного перед приездом правительственной комиссии.
Немного запоздав к началу конфликта, в марте к истории присоединилась КПРФ, неожиданнорешив защитить право местных предпринимателей свободно возить водку для местных и работников нефтепровода. Коммунисты продолжили скандал на подконтрольных сайтах и страницах в соцсетях, попутно пиаря роль партии в нем. Функции организатора дорожной «оранжевой революции» взял на себя первый секретарь Ленского райкома КПРФ, депутат райсовета Павел Шерстянников. На своей странице в Вконтакте и в Фейсбуке он и боты-комментаторы призывали людей выходить на «дорожный майдан», подробно инструктируя как себя вести всех желающих выказать недовольство властью.
Главный мотив– национализм. «Мы веками живем на этой земле, и тут пришли какие-то «сургуты», построили дороги и не дают нам передвигаться по ним…». По этому поводу региональные СМИ даже вспомнили восстание на территории Якутии против большевиков во время Гражданской войны, спровоцированное бежавшими сюда белогвардейцами.
На виртуальных просторах лозунг «долой пришлых» был с энтузиазмом подхвачен, а вот с конкретной местной целевой аудиторией организаторы просчитались. Большинство жителей Ленского района все устраивает. Местное население передвигается по технологическим проездам бесплатно, плату берут только с большегрузной и коммерческой техники, также груз подлежит досмотру на КПП: нефтяники запрещают провозить взрывчатку и горячительные напитки.
На организованное Шерстянниковым перекрытие дороги приехали человек десять. Никто ничего не перекрыл: на видео с места события видно, что машины стоят на обочине. Забавно, что сайты коммунистов опубликовали заметки о масштабном митинге и перекрытии дороги в Ленском районе за полтора часа до приезда майданутых на место. О реальной ситуации с пропуском жителей и состоянии технологических проездов ни Шерстянников, ни сайт КПРФ не упоминают ни одним словом. Наоборот, майданутые товарищи врут, что нефтяники закрыли свои дороги для всех. Получается, что партия трудящихся занялась защитой интересов буржуинов-предпринимателей.
Можно подвести итог длящейся два с половиной месяца кампании: идея команды Николаева выставить власть беспомощной и даже содействующей майдану реализована удачно. Народ, правда, на демонстрации с плакатами «Долой Борисова» не вышел, но время есть – выборы в регионе пройдут только в 2019 году.
Кстати, самижители Якутска не очень лестно отзываются об Айсене Николаеве как мэре города. Улицы столицы региона по-прежнему заливает весной грязной жижей, появились тараканы. Глава столичной мэрии никудышный практик, пишут жители, а вот пиар-служба у него работает исправно: в Якутске постоянно проходят разнообразные громкие и никому не нужные мероприятия вроде «Культурно-этнографический форум возрождения и сохранения исторического и культурного наследия приленских ямщиков» (!).
Интересно, что из всех фигур, отмеченных в этой истории, как раз Егоров принял разумное решение: передать обслуживание зимника в Ленском районе, по которому всю зиму нельзя было проехать, в ведение республиканской власти и (раз уж поднялся такой шум) проработать вопрос снижения платы за проезд для предпринимателей. Договоренность с нефтяниками по стоимости проезда уже достигнута, на данный момент это, пожалуй, единственное, что можно сделать. Ведь в ближайшей перспективе строительство нормальной трассы общего пользования к отдаленным поселкам Ленского района даже не планируется.