27 мая 2013
Смена критериев как решение проблем в Ульяновске
Сын моей приятельницы в бытность свою третьеклассником очень любил решать задачки младшей сестры, учившейся тогда в первом классе. При этом искренне недоумевал, почему мама не желает хвалить его за то, что он как семечки щелкает примеры, над которыми сестра корпит часами – ведь у него все получается быстро, правильно и красиво. По счастью, у мамы хватило терпения доступно и терпеливо разъяснить сыну, что такое система адекватной оценки, и что для каждого уровня развития она должна быть своя. Видимо, так в детстве повезло не всем – находятся люди, которые вынесли из аналогичной ситуации совсем другие жизненные установки: для того, чтобы получить отличные результаты, надо «правильно» выбрать критерий.
Сын моей приятельницы в бытность свою третьеклассником очень любил решать задачки младшей сестры, учившейся тогда в первом классе. При этом искренне недоумевал, почему мама не желает хвалить его за то, что он как семечки щелкает примеры, над которыми сестра корпит часами – ведь у него все получается быстро, правильно и красиво. По счастью, у мамы хватило терпения доступно и терпеливо разъяснить сыну, что такое система адекватной оценки, и что для каждого уровня развития она должна быть своя. Видимо, так в детстве повезло не всем – находятся люди, которые вынесли из аналогичной ситуации совсем другие жизненные установки: для того, чтобы получить отличные результаты, надо «правильно» выбрать критерий.
Прекрасной иллюстрацией такого подхода стал пресловутый уже «Губернаторский диктант» ульяновского губернатора Морозова, когда единый текст «Тотального диктанта», который писали люди во всем остальном мире, в одном отдельно взятом здании ульяновского ДК заменили на другой. Результаты не заставили себя ждать: при том, что настоящий «Тотальный диктант» по тексту Дины Рубиной из более чем 32 тысяч на «отлично» написали около одного процента — примерно 400 человек, 60% экзаменующихся в «Губернаторском» ДК получили «пятерки» и «четверки». Налицо – правильный выбор критериев и системы оценки ульяновских «третьеклассников».
Можно долго — всерьез или иронизируя – комментировать вышеизложенную ситуацию, что и было сделано. Можно с филологической точки зрения сравнивать два диктанта: текст Рубиной об Интернете – очень авторский, сложный по строению предложений, современный по лексическому набору – и отрывок из очерка Василия Пескова «Я всем обязан деревне» о художнике Аркадии Пластове, написанный в следующем стиле: ««Весна». Так называется эта картина из жизни русской деревни. Банный день. Молодая мать одевает дочку в предбаннике. Чистота, здоровье, красота волнуют нас в этом правдивом обыденном моменте человеческого бытия…». Нисколько не умаляя писательские таланты Пескова, выбравшего стиль, адекватный творчеству художника, о котором рассказывал, невозможно назвать этот отрывок сложным – такие диктанты должен осилить на «хорошо» средний семиклассник, не совсем «динамящий» уроки русского языка. Получается, что либо губернатору в детстве не смогли доходчиво объяснить, что надо решать задачки своего класса, либо ульяновской власти не нужен уровень выше семиклассника.
К сожалению, в этой, на первый взгляд, анекдотической ситуации проявляется намного более серьезная, можно даже сказать — системная – проблема власти, особенно власти региональной. Вместо того, чтобы реально решать проблемы, предпринимать практические шаги для улучшения жизни людей, чиновники просто выбирают критерии оценки, по которым результат становится «хорошим» или «отличным». Зачем искать возможности для сдерживания тарифов ЖКХ, заменять изношенные теплосети, которые «греют улицу»? Проще установить нормативы, при которых жители платят якобы по счетчикам, покрывая чье-то разгильдяйство и нежелание работать. И ничего, что при этом, как например выяснил совет дома по улице Гоголя, 34 в Ульяновске, нарушается основополагающий закон физики о сохранении энергии – согласно платежкам за отопление жилые дома в городе потребляют тепла гораздо больше, чем производят ТЭЦ и котельные. Просто в расчеты включена вода, которая проходит по отопительной системе дома несколько раз — так называемое «оборотное тепло», которое считается каждый раз как будто по трубам идет «свеженагретая» вода.
А можно поступить и совсем просто – установить критерии только на бумаге. Например, отчитаться перед федеральным центром о систематическом и неуклонном повышении зарплат учителям. И просто игнорировать всяческие открытые письма, подобные тому, которое написали вконец измученные преподаватели ульяновского педагогического колледжа, сообщившие губернатору, что в то время, когда глава области, чиновники и СМИ во всю «трубят» о том, что зарплата педагогов стремительно растет, они получают с каждым месяцем все меньше и меньше.
Кстати, установление собственных критериев для получения наилучшего результата может, в конечном итоге, сыграть злую шутку с любителями решать задачки для первоклассников. Заменяя текст Дины Рубиной на простенький опус о художнике Пластове, ульяновский губернатор Морозов аргументировал это тем, что в текстах писательницы используется ненормативная лексика, что оскорбляет истинных ценителей русского языка и противоречит высоким целям экзаменующихся. Думается, что сам губернатор не очень хорошо представляет себе, что такое стилистическая и психологическая обусловленность использования экспрессивной лексики в авторских текстах, да и сами произведения Рубиной вряд ли читал. В данном случае налицо, скорее, принцип «благовоспитанной барышни», ажимающей ушки при всяком намеке на то, что «кошечка гадит». Однако, вот незадача – знает ли губернатор, что идеологически и нравственно выверенный текст о Пластове рассказывает о художнике, весьма натуралистично и с явной любовью писавшего откровенно обнаженную натуру. И вовсе не стыдливо прикрытую платочком — его «Трактористки» или эскиз «Купание коней» могут быть весьма критически истолкованы приверженцами высоких моральных принципов. Или опять можно просто сменить критерий?